Несколько советов как НАЧАТЬ учиться

Несколько советов как НАЧАТЬ учиться

Старая русская пословица гласит: «Ты столько раз человек, сколько языков ты знаешь». Но никогда она не была столь актуальна как сейчас. Еще много сотен лет назад, во времена первых путешествий, человек впервые ощутил потребность расширять свой кругозор (в том числе и за счет изучения иностранного языка). Сейчас, в период тесного сотрудничества с другими государствами, каждый уважающий себя человек должен знать не менее двух языков (кроме своего родного). Учиться и познавать мир мы начинаем с того самого момента, как только появились на свет.
Поэтому выучить иностранный язык в детстве гораздо проще. И на это имеются сразу несколько причин. Первая – звуки, слова, фразы проникают в нашу кровь еще с молоком матери. Вторая – в детстве все легче, проще (нет еще груза разного рода проблем). Ну, а что делать, если из детства мы уже вышли, а учить язык все-таки нужно?  Как заставить себя учиться?  К тому же бывает так, что иногда мы видим в обучении  ясный смысл, чуть позже - не видим ничего, кроме попросту потраченного времени. Легко учиться (и с этим трудно поспорить) тогда, когда  есть желание и энтузиазм, но что делать, когда подобного и близко нет? В первую очередь, вам необходимо серьезно задуматься над тем, зачем вам вообще нужно изучать иностранный язык. Помните, что, несмотря на свою, на первый взгляд, банальность, этот вопрос предельно важен. Именно от тех выводов, к которым вы придете в процессе обдумывания, зависит «строительство» учебного процесса. Здесь важно уяснить, что изучение не должно быть самоцелью, а средством, поэтому должно иметь четкую и обоснованную причину, а также ясно очерченный контур, т.е. границу. Причем, не следует забывать, что как на этапе принятия решения, так и в процессе обучения, в первую очередь, необходимо руководствоваться разумом, ни в коем случае не эмоциями (так как они часто меняются).  Наше решение должно иметь очень прочную рациональную основу, которая будет в состоянии противостоять нашей, иногда ленивой или апатичной, природе. В этом случае большую роль для нас может сыграть именно понимание цели обучения, потому что важность цели будет пропорциональна уровню мотивации в обучении. Чем больше важность, тем больше мотивации. Безусловно, будет очень сложно мотивировать себя в том случае, если мы учимся только потому, что так хочет кто-то другой (родители, начальник, приятель, партнер по бизнесу). Причина: «учусь, потому что это модно» также не будет способствовать продолжительности интереса, вызванного процессом обучения. Только та мотивация, которая исходит изнутри, из наших личных желаний и предпочтений - действительно может привести нас к столь желаемой цели. Поэтому далее вам необходимо честно ответить на некоторые вопросы. Например, какое отношение английский (или любой другой язык) имеет к осуществлению моей основной цели? Прямое или косвенное? Если последнее, то не существует ли другого способа достижения цели? Другими словами, насколько хорошо я должен владеть английским для того, чтобы приблизиться к тому, что для меня является смыслом всей жизни? Даже несмотря на то, что, возможно, ответы на эти вопросы для нас будут более чем очевидны, мы все-таки должны  озвучить их для себя, или даже записать. Итак, порядок действия на начальном этапе довольно прост: определите цель, назовите её (т.е. озвучьте), напишите и запомните.
После того, как определена цель, следует перейти  к другому, не менее важному вопросу: в течение какого времени мне необходимо освоить язык до желаемого уровня? Самое важное – это реально оценивать свои силы, возможности, время, индивидуальные особенности (ведь кто-то по природе своей способен все схватывать «на лету», а кто-то корпит часами над освоением какого-нибудь материала). К тому же, расставляя временные рамки, следует учесть и тот факт, что свободного владения языком не стоит ожидать ранее трех лет общего обучения (с учетом 4 часов занятий в классе в неделю). Не зря же говорится: «Больших целей не достигают маленькими усилиями». По этому поводу  Эдвард Андерсен говорил, что те учащиеся, которые достигают больших результатов, ставят для себя большие цели, а те, кто ставит перед собой маленькие цели, соответственно, приходили к меньшим результатам. Свою ошибку он понял только после того, как провел исследование, результаты которого показали, что на практике ситуация выглядит с точностью  до наоборот.   Оказалось, что большинство из тех, кто не достигал большого успеха в учебе, ставили перед собой великие цели, а те, кто был успешен, определяли цели, которые были чуть больше их возможностей. Приходят на ум слова одной известной песни: «Все прошу я или ничего! Это тайный голос сердца моего. Я прошу у неба только одного – или все на свете, или ничего!» Наверное, каждому из нас хотя бы раз в жизни приходила в голову такая мысль. Но, как правило, второго достичь очень просто, первого же - нам не видеть как … "свою макушку без зеркала". Поэтому самый оптимальный вариант – это выработать некоторый баланс. А это означает, что цели не должны быть маленькими, иначе мы не будем достаточно мотивированы. Они так же не должны быть слишком большими, чтобы мы знали, что мы МОЖЕМ их достигнуть. Необходимо помнить, что для сохранения должного уровня мотивации вам необходимо держать процесс обучения "под контролем". Раньше эта проблема частично решалась учителем или преподавателем, за помощью к которому вы можете обратиться и сейчас, если знаете, что не сможете делать этого самостоятельно.

Итак, весь курс обучения разбивается на несколько этапов, соответственно, вся программа делится на 6 уровней. Естественно, никто не учится на всех уровнях сразу. Для начала нужно будет определить тот уровень знаний, которым вы владели еще до обучения. По результатам определяется и тот уровень, с которого вам предстоит начать (или продолжить) обучение. Далее следует еще один немаловажный факт: все обучение происходит согласно определенной программе, которая, в свою очередь, также делится на  ряд тем. Таким образом, происходит деление одной, но «большой» задачи на несколько, но «маленьких». Причем, эти «маленькие» задачи нужно обязательно выполнить в поставленные сроки.

Предельно сосредоточенное внимание на протяжении всего процесса – это еще один фактор, без которого не возможно эффективное обучение. Во-первых, необходимо научиться работать на результат, а не работать, потому что так надо или мы для себя так решили. Во-вторых, не стоит полагать, что пассивное следование процессу обучения обеспечит нам блестящее владение языком. Всегда и при любых условиях, нужно стремиться ставить перед собой конкретные цели, а также сроки на их выполнение.

Для того чтобы обучение не способствовало полному истощению организма и потери интереса (еще на ранних стадиях), а приносило удовольствие (как от процесса, так и от полученного результата), нужно разбивать сложные задачи на несколько простых. Старайтесь ставить для себя умеренно сложную задачу, потому что обучение должно быть немного тяжелым, но все еще возможным для успешного выполнения. Кроме этого, сосредотачиваться нужно на одной задаче в один временной промежуток, то есть не стоит одновременно с процессом обучения  включать телевизор, слушать громкую музыку, разговаривать с друзьями, рисовать, играть в компьютерные игры и т.д. Избегание подобных действий предотвратить от рассеивания  внимание и предаст уверенности после успешного завершения задания.

Поможет сделать ваше обучение более быстрым и эффективным и тот факт, если вы не будете пропускать занятия. Важно понять одну простую вещь: чем больше вы пропускаете, тем больше вы отстаете. Проверить истинность данного утверждения вы сможете на себе. Например, когда вам ваш учитель (преподаватель, репетитор) задаст вопрос, и вы не можете на него ответить, у вас возникают негативные чувства. А они, как известно, очень неблагоприятно, в конечном итоге, сказываются на вашем здоровье. Плюс ко всему в систематических «прогулах» кроется большая опасность, так как, если мы вовремя не опомнимся, на занятия потом приходить уже не будет смысла. Поэтому запомните, что приходить на занятия нужно в любом случае!!! Потому что, приходя на занятия, вы помещаете себя в благоприятную для обучения среду, которая будет способствовать вашему прогрессу.

Следующий момент: необходимо точно определить свои сроки, то есть вы должны знать:  когда и сколько вы будете изучать предмет. Конечно, для того, чтобы жизнь по-прежнему имела свои краски, необходимо оставлять время и  для отдыха, непредвиденных ситуаций, некоторой незапланированности или спонтанности.

Очень важно некоторое время понаблюдать за собой и определить, в какое время суток обучение для вас наиболее эффективно. Если предмет дается вам с трудом, то, руководствуясь уже полученными в ходе изучения своего организма данными, не откладывайте самостоятельные занятия на конец дня, когда вы уже ничего не способны понять, слишком устали  и вам уже ничего не хочется, не говоря уже об изучении языке. В таком случае, делайте первым более сложную и менее любимую работу, а затем вознаграждайте себя тем, что вам больше по душе (мороженое, просмотр хорошего фильма и т.д.). Занятия принесут больше удовольствия, если вы научитесь разбивать сложные темы на ряд простых. Начинать работу нужно с более сложных заданий, постепенно переходя к легким.

Всегда тщательно готовьтесь к следующему занятию. Не повредит процессу обучения и то, если вы будете забегать наперед и читать в учебнике материал, который вы еще только собираетесь проходить. При этом постарайтесь получить хотя бы общее представление о теме, подумайте какие слова, фразы или целые разделы вам будут непонятны, сосредоточьте свое внимание на них, подумайте, как бы вы задали вопрос или участвовали в беседе.

Поможет нам держать свое обучение под контролем, достигать конкретных целей в рамках определенного времени,  способность управлять данным процессом. Таким образом, вы сможете видеть свой постепенный и целенаправленный успех, что жизненно важно для поддержки своей мотивации. Отдых также, как это ни странно, играет немаловажную роль в мотивации. Даже Бог, согласно Библии, после всех шести дней своей работы на седьмой "почил". А так как мы созданы по образу и подобию Божьему, и никто из нас не является неиссякаемым источником энергии, поэтому большая часть людей работает только одну треть суток. При этом отдыхает два дня в неделю и располагает одним месяцем в год для отпуска. И это несмотря на то, что человеческий мозг работает без перерыва до самой смерти. В общем, сама матушка-природа распорядилась так, чтобы все живое чередовало отдых и работу. Как-то один из полиглотов прошлого, знавший восемь языков, сказал, что никогда не работал более 15 минут. Перерыв на 3-5 минут через каждые 20-30 минут помогут держать наш ум свежим и острым на протяжении 4-5 часов. При этом совершенно не обязательно будет значительно отвлекаться от работы. Но тут нет и не должно быть никаких шаблонов. В силу того, что мы все разные и отдых, соответственно, у нас должен быть разным: для одних перерывы могут быть мгновениями, а для других - минутами. Главное, что нужно знать, так это то, что больше подходит к нам, и применять это. Очень важно помнить, что основная цель отдыха - расслабиться.  Иногда определенной степени расслабленности нам позволяет достичь в некоторой мере отвлеченность. К тому же всем, безусловно, известно, что для эффективной работы мозга требуется много насыщенной кислородом крови. Некоторые ученые говорят, что несколько простых физических упражнений способны повысить количество подачи кислорода в мозг на 20 процентов. Хотя, вполне возможно, что для кого-то будет достаточно просто отвести взгляд от текста, обратить внимание на окружающую обстановку, обратить внимание на то, что происходит за окном на улице и т.д. Кому-то может пригодиться способ "остановки внутреннего диалога". Ни для кого не секрет, что внутри нашего сознания постоянно ведется внутренний диалог. Это как бы общение с самим собой. Мы говорим себе, что делать. Иногда мы оправдываем себя или осуждаем. Иной раз мы пытаемся что-то понять. Так вот, цель данной практики заключается в остановке этого внутреннего диалога. Несмотря на кажущуюся сложность, сделать это очень просто – перестать рассуждать. Просто закрыть глаза и постараться некоторое время ни о чем не думать. Это будет сделать легче при условии, что наше внимание будет полностью сконцентрировано, например, на какой-то части тела или на каком-либо отвлеченном объекте.   Но не стоит стараться расслабиться,  делая уборку, включая телевизор, или делая что-либо другое, что могло бы занять наш мозг работой. Продуктивный отдых благоприятствует продуктивной работе. Другими словами, хорошо работает только тот, кто хорошо отдыхает. Помните, что злейший враг мотивации – усталость. Следовательно, работа и отдых должны быть четко сбалансированы, и соответствовать уровню нашей работоспособности и степени необходимого нам отдыха.

Влияет на нашу мотивацию и «фактор успеха», то есть для того чтобы быть мотивированным, большинству из нас, хотя бы время от времени, нужно переживать успех. А это значит - видеть, что прилагаемые нами усилия идут на пользу и окупают себя с лихвой. Так вот, чтобы обучение было максимально эффективным, нужно определить то, как мы учимся. То есть,  каким образом мы лучше воспринимаем информацию (на слух, зрительно, при решении конкретных задач и т.д.). Кроме этого важно и то, как мы запоминаем новую информацию (через повторение, впечатление, ассоциацию, построение связей, конспектирование, группирование данных и.т.). К тому же более продуктивной работу может осуществить знание о том, какое время суток для нас наиболее благоприятно для обучения (утро, день, вечер, ночь); учимся ли мы лучше, когда обсуждаем новый материал с кем-то или когда мы изучаем его самостоятельно; нужны ли нам "дэдлайнс" или мы все делаем в свое время; и т.д.  От ответов на эти вопросы зависит успех обучения. Применяйте полученную информацию в жизнь и учитесь эффективно и в сжатые сроки. Успех вам гарантирован, и мотивация, соответственно, тоже.

Плюс ко всему следует избегать слепого заучивания. В процессе обучения нужно стремиться понимать и искать смысл. Неосознанное повторение и зубрежка способны не только угасить в нас мотивацию, но и окончательно вселить отвращение к учебе. Чтобы этого не произошло, необходимо учить новые слова в тематической связке, а также в контексте предложений. При рассмотрении материала стараться найти смысл. Видеть логическую последовательность и характерные для правила закономерности. Сосредотачиваться на главном, не обращать большого внимания на второстепенные детали. Читая текст, стараться следовать основной идее. Даже если какие-то слова вам не понятны, пробовать определить возможное значение слова, исходя из контекста отрывка. Проверять, сформировали ли вы общую картину. Видеть частное в контексте большего. Если вам сложно самим справиться с этой задачей самостоятельно, то используйте помощь других, в частности, вашего преподавателя.  Помните, что нет смысла в задании - нет смысла в его выполнении.

Несколько советов как НАЧАТЬ учиться

Ну, и, конечно же, в процессе обучения, так или иначе, вы будете получать оценки. Поэтому сразу же вам нужно честно ответить на несколько вопросов следующего характера: как влияют на меня оценки? Или:  Какие оценки действительно побуждают меня к учебе? Итак, знайте свою оценку. А для этого постарайтесь, в первую очередь, дать самостоятельную оценку своим знаниям. Так как именно эта оценка имеет настоящее значение, потому что оценки преподавателя (если таковые есть) условны. Поэтому мы сами должны знать насколько хорошо мы выполнили задание. И не забывайте каждый раз после того, как вы преодолели очередную ступеньку на пути к достижению цели, вознаграждать себя любимых. Это ещё раз подтвердит и закрепит внутри вас понимание, что вы можете добиться успеха, и  это только разогреет желание продолжать обучение.

И в заключение хочется еще раз вернуться к народной мудрости и напомнить, что «аппетит приходит во время еды». А еще раньше говорили: «Велика беда - начало». Поэтому все, что вам необходимо сделать – это просто НАЧАТЬ работать. При этом сказать себе: "Я люблю учиться!" или "Мне нравиться эта тема!" Если у вас нет желания учиться - сделайте вид, что есть. Представьте, что вы очень долго ждали этого момента. Готовились к нему. И вот он настал - вы самостоятельно изучаете новый предмет. К тому же не стоит останавливаться на достигнутом, тем более руководствоваться такими принципами как: "чем быстрее, тем лучше" или "и так сойдет". Приступая к обучению, постарайтесь вникнуть в саму суть.  Поймите. Владейте. Импровизируйте. И, наконец, применяйте. Помните, что настоящее   обучение, как и борьба, происходит только на поле битвы. Легко учиться, когда есть порыв, желание и энтузиазм. Но результат будет более желанным, если вы, добиваясь его, преодолеваете некоторые трудности. Удачи вам, и как говорится: «Дерзайте, вы талантливы»!